— А я? — взволнованно спросила Саша. — Ведь я должна взять у них своего Петрушку!
— Нет, тебе незачем терять время. Константин скоро вернётся и принесёт тебе твою игрушку… Ах, Саша, Саша, какая ты ещё маленькая! — прибавила тётка укоризненно.
Глава восемнадцатая
АКТЁРЫ ПРИНИМАЮТ ПЕТРУШКУ В СВОЮ СЕМЬЮ
Товарищам по сцене новый Петрушка понравился.
— Конечно, малокультурная личность, — сказала, охорашиваясь, лиса Люся, — но сразу видно — не интриган.
— Он, возможно, не так уж талантлив, — пробасил Мишка, — но усидчив, весьма усидчив, этим и берёт.
— Душка! — прошептала молоденькая крольчиха Пушечка.
Словом, каждый, в простоте душевной, наградил Петрушку своими свойствами. И уверяю вас, что это ещё не так плохо. Гораздо хуже было бы, если б они приписали ему и то, в чём сами не были повинны.
Собачка Кудлатка, у которой всегда было опущено одно ухо и поднято другое, сразу же полюбила Петрушку всем своим маленьким собачьим сердцем и не отходила от него ни на шаг. Кукла Школьница взяла над ним шефство и решила обучить его грамоте.
Были в труппе и другие актёры: пёс Брехун, свинья Хризалида и кот Мартын.
Пёс Брехун приветственно лаял, Хризалида по всякому поводу хрюкала. А кот Мартын…
Пожалуй, это был единственный актёр, который встретил появление нового Петрушки совершенно равнодушно.
Возможно, конечно, что он притворялся. Притворство было основным свойством его кошачьей артистической натуры.
Об Учёном Петрушке не пожалел никто. Он давно уже всем надоел своим скучающим видом и бесконечными рассуждениями.
А наш Петрушка сразу всех полюбил и добродушно тыкал всех в спину своим длинным носом.
— Малокультурен, но симпатичен, — повторяла Люся.
Однако на первом же спектакле все оценили хорошие качества нашего Петрушки.
Спектакль не ладился с самого начала. Муся не могла забыть о потерянном актёре — она волновалась, сердилась на Олега и в результате спутала выходы актёров — вместо Люси выпустила Мартына. А кот и не подумал помочь ей: разлёгся на ширме, свесив в сторону зрителей свой пышный хвост, — и всё…
И вот тут-то всех выручил Петрушка: он неожиданно пустился в пляс!
Не беда, что по ходу действия он должен был плакать, — зрителям это всё равно понравилось. А пока он плясал, Муся восстановила на ширме порядок, и спектакль пошёл своим чередом.
— Настоящий товарищ! — решили актёры и дружно приняли нового Петрушку в свою шумливую, бестолковую и весёлую семью.
Только кот Мартын… Хотя именно его выручил в спектакле Петрушка, кот Мартын помалкивал. О чём он думал, было неизвестно.
В самом деле, вы знаете, о чём думает кот, когда глядит на вас прищуренными зелёными глазами?
Не знаете? И я тоже.
Глава девятнадцатая
ПОЛЕВАЯ ДОРОГА
Костя неторопливо шагал по дороге и насвистывал песню. Если бы в этой песне были слова, они звучали бы примерно так:
Дорога, длинная, прямая,
Веди меня, веди вперёд.
Вот облака на небе тают,
Вот иволга в кустах поёт.
Там, может быть, сейчас лисица
За мной внимательно следит.
А поле — поле колосится,
Пшеница спелая шумит.
Такую совсем простую и незатейливую песню можно было бы услышать, если перевести язык свиста на язык слов. А может быть, и не совсем такую. Ведь всякий, даже самый лучший, перевод бывает всегда немного неточным.
Но в чём можно не сомневаться, так это в том, что Костя с великим наслаждением шагал по горячей полевой дороге.
Слева от него было поле, справа — невысокий кустарник. И вполне возможно, что из-за кустов за ним наблюдала осторожная лисица. И совершенно несомненно, что в небе таяли лёгкие облака, и воздух был напоён горячим ароматом, и густо колосилась пшеница.
«Вот это урожай! — думал Костя, шагая по дороге и машинально насвистывая. — Если б не Светлана, бросил бы я эту свою подсобную „научную“ работу и пошёл бы на курсы комбайнеров… Эх!» — Костя сокрушённо махнул рукой и полез в карман за папиросами. Но вместо папирос он вытащил Учёного Петрушку.
— Тю! — удивился Костя, разглядывая Петрушку. — А я, брат, про тебя и забыл совсем. Да ты что такой невесёлый? Запарился в кармане? Ну, подыши теперь.
И Костя снова сунул Учёного Петрушку в карман, но так, что теперь в кармане находились только его ноги, а голова торчала наружу.
Ответа от Петрушки Костя не дожидался. Он и не подозревал, что тот был такой умный и только презрительно усмехался, слушая его незатейливую песню. Глядя из Костиного кармана на всё то, что так радовало Костю, Учёный Петрушка продолжал лишь криво усмехаться. Его не радовала ни густая зелень кустов, ни горячая пыль на дороге, ни золотая стена хлеба.
«Всё это слишком просто, — думал Учёный Петрушка. — И вообще, какое это имеет ко мне отношение?»
Так и шли они по дороге — Костя и Учёный Петрушка.
А за ними бежали две тени: одна большая, широкоплечая, — Костина, и другая совсем маленькая, с украшенной острым кривым колпачком головкой.
Глава двадцатая
ПЕТРУШКА ПОЛУЧАЕТ ПИСЬМО
— Ну, вот и ваш Петрушка! Небось соскучились? — весело сказал Костя, вытаскивая из кармана Учёного Петрушку и передавая его Мусе. — Не стоит благодарности. Я пошёл… Да, ещё вам привет от девочки Саши. Постойте, постойте, и письмецо есть от неё.
И Костя вытащил из другого кармана — а на его куртке их было множество — маленький конверт.
— Олег, иди-ка сюда, — скомандовала Муся. — Ты подумай, нашёлся наш Петрушка! И Саша прислала письмо.
Олег, конечно, сейчас же поспешил на зов — ещё не было случая, чтобы он ослушался Муси.
— А, здоров, дружище! — радостно закричал он Учёному Петрушке. И, почти совсем как Костя, прибавил: — Чего нахохлился? Или не рад, что вернулся в родную семью?
«Родная семья» тоже вся была здесь: в руках у Олега было штук семь артистов, так как в это время он как раз собирался их упаковать. Маленький театр снова отправлялся в путь.
То ли от неудобного положения (некоторые артисты висели вниз головой, болтая в воздухе ногами), то ли от чего другого, но артисты особенной радости не выразили.
Однако письмо от Саши, несмотря на такое неудобное положение, все они слушали внимательно.
А в письме своём Саша писала, что очень радуется тому, что нашёлся настоящий актёр их театра. Что она его высушила, почистила и посылает им. И благодарить за это надо Крикуна, их дворового петуха. Ей очень хочется знать, как проходят спектакли и как чувствуют себя Олег и Муся — здоровы ли они, не устали ли? Тёти Клавдии Григорьевны сейчас нет дома, не то она, наверно, послала бы им привет.
«И ещё большой привет моему Петрушке, — писала Саша в самом конце своего маленького письма. — Я бы ему написала отдельно, если б он умел читать…»
Тут кукла Школьница зашептала что-то Петрушке, но тому было не до неё — он весь превратился в слух.
«И пусть Петрушка сам решит, оставаться ему в театре или ехать домой. А я по нему очень соскучилась».
Закончив чтение Сашиного письма, Муся оглянулась и, поискав глазами Сашиного Петрушку, сунула ему в руки письмо.
— Слыхал? — сказала она улыбаясь. — Тебе привет! (Со своими маленькими актёрами Муся разговаривала обычно гораздо ласковей, чем с большим Олегом.) Ну как, поедешь или останешься? — И Муся, щёлкнув Петрушку в лоб, стала помогать Олегу упаковывать вещи.
— Знаешь, Мусенька, я бы взял этого Петрушку ещё в одну поездку, — сказал Олег. — Он нам очень пригодится.
— Конечно, — согласилась Муся. — Но ведь Саша скучает без него.
— А мы его на обратном пути завезём!.. Завезём, а, Петрушка? — сказал Олег и уложил Петрушку в мешок.
Ух, какая буря поднялась в душе у Петрушки!
Саша скучает: скорей вернуться!
Как, и расстаться навсегда с театром и со своими новыми друзьями?
Но Сашу очень жалко.
Но ведь это не навеки. Временно.
Нет, почему же временно? Он хочет играть всегда!
Так беспорядочно и противоречиво прыгали в голове у Петрушки мысли. Возможно, это происходило оттого, что и мешок, в котором он лежал, подпрыгивал на плечах шагавшего в гору Олега.
А Олег, постукивая палкой и взбираясь на пригорок, пел старую петрушечью песню, песню бродячих актёров-кукольников:
Сумку — на плечи,
Ветер навстречу,
Ездит Петрушка по всем городам.
Далёко-далече,
Далёко-далече,
По сёлам, по школам, по детским садам…
Эх, неужели же должна будет окончиться эта замечательная бродячая жизнь?