Но это было потом, а пока Гита, Хлапич, Бундаш и Попугай стояли одни во мраке посреди огромной площади.
На площади больше никого не было, только густой сумрак.
Из всех палаток доносился храп торговцев, спавших на мешках со своим товаром.
Да, это было очень обидно. Ведь город был так велик — в нём было сто улиц, и на каждой по сто домов, но ни в одном из них не было места для Хлапича и Гиты. И двум детям предстояло ночевать на улице, потому что в этом большом городе, где чего только не было, нигде не было двери, в которую они могли бы постучаться и попроситься на ночлег…
V
Без крова над головой
Хлапич взглянул на Гиту — во мраке было плохо видно — и он скорее догадался, чем увидел, что она опустила голову и начала руками старательно разглаживать складочки на юбочке… Хлапич уже знал, — это верный знак, что Гита сейчас заплачет, а уж этого и сам Хлапич вынести бы не смог. И поэтому он весело сказал:
— Ничего, не бойся! Сегодня ночь теплая и ветра нету! Спать придётся на площади, под небом — ну так что же! Зато, будет полно свежего воздуха, хотя у нас и нет ни одного открытого окна! Правда, смешно?!
Так говоря, он хотел рассмешить и успокоить девочку. Он был из тех, кто в любых обстоятельствах старается видеть лучшее, по крайней мере — смешное.
— Идём, поищем место!
Где-то рядом с каруселью должны были лежать пустые мешки, в которых торговцы привезли на ярмарку свой товар. Хлапич ещё раньше, мимоходом заприметил их, и сейчас решил отправиться прямо туда. Правда, в темноте ничего не было видно, и они крутились по площади без всякого толку.
— Лучше бы мы пошли с тем корзинщиком, к нему домой… — вздохнула Гита.
— Ну, а как бы мы тогда покатались на карусели? — ответил Хлапич. И оба засмеялись, вспомнив, как весело звенели колокольчики, и как здорово крутилась карусель.
А пока они смеялись, Хлапич как раз наткнулся в темноте на целую кучу пустых мешков и они разместились на них, со всеми возможными удобствами.
— Вот видишь, — сказал он Гите — ты будешь спать, как настоящая «Принцесса на горошине».
Гита, пристроив возле себя своего зеленого Попугая, устроилась и сама на этих мешках. А Хлапич и Бундаш легли прямо на голую землю рядом.
Бундаш жалобно заскулил, конечно, не из жалости к себе — он же всю жизнь спал на голой земле, ему наверное, было жаль своего друга, Хлапича.
Ребятам, хотя они и не показывали вида, было так страшно на этой пустой площади, что они никак не могли уснуть и поэтому начали тихонько переговариваться.
— А кто была эта принцесса на горошине? — спросила Гита. Она обожала рассказы о принцессах, и готова была слушать их и днём, когда сияет солнце, и ночью, когда темно и страшно, как оно и было на самом деле.
— Да это та принцесса, которая заблудилась и попала в непогоду, и пришла наконец в золотой дворец, — принялся рассказывать Хлапич. — Дворец был весь из золота и даже лестницы и пороги там тоже были из чистого золота. Вот. А во дворце жила одна старуха-королева, ну, такая недоверчивая, что никому вообще не верила. И этой принцессе, которая к ней пришла — тоже не поверила, ну, что она — настоящая принцесса, и всё такое. Поэтому, она подложила в её кровать горошину, а поверх положила три матраца и девять перин. Потому, что только же самая, что ни на есть, настоящая принцесса может почувствовать горошину под тремя матрацами и девятью перинами! Понимаешь? Ну, на следующий день, эта старая королева спросила ту молодую, как она спала? А та, как начнёт реветь, мол, она всю ночь не спала, потому что было очень жёстко, и она сильно намяла себе бока. Тогда старая королева смекнула, что она и есть настоящая принцесса. Ну, ведь, только настоящая принцесса может быть такая неженка. Ну, и тогда она отдала молодой принцессе и свой королевский жезл, и свою золотую корону, потому что она была старая, и у неё вообще голова шла кругом от этого всего королевства! Вот и всё.
Так Хлапич рассказал эту сказку. А вообще-то, это была очень красивая и весёлая история. В ней были и забавные приключения, и золотой дворец, а в конце, как и полагается — счастливый конец, и много чего ещё такого хорошего, что Гита и Хлапич, наконец, совсем перестали бояться и могли спокойно уснуть на этой пустой площади, под открытом небом.
Так наступила седьмая ночь путешествия Хлапича. Конечно, всё что случилось с ним этой ночью больше похоже на сказку. Но знаете, на земле случается столько чудес, что наверное, и все люди на свете сообща, не смогли бы придумать такую сказку, в которую бы поместились все эти чудеса. И поэтому те необычные приключения, случившиеся с Хлапичем во время его странствий по белу свету, совсем не сказка, а просто самые обыкновенные чудеса. Иногда весёлые, а иногда и очень страшные…
Но вы не бойтесь слишком сильно! Хлапич хотя и мал, но так добр и храбр, и так доброжелателен, что наверняка спасётся от всех ужасных бедствий, подстерегающих его в этом опасном путешествии…
Глава восьмая
Седьмая ночь путешествия
I
Знакомый голос
Едва они заснули, как Гита сквозь сон услышала что-то, от чего ее сердце весело застучало.
Она села на своих мешках и прислушалась. Где-то ржал конь!
Гита прислушалась повнимательнее.
И тут конь заржал опять. О-о-о! Гита отлично знала этот голос!
А когда конь заржал третий раз, у Гиты уже не было сна ни в одном глазу и она принялась будить Хлапича:
— Хлапич, ну Хлапич! Вставай! Ты слышишь? Ты знаешь, что это за конь? Хлапич скорее пойдём со мной!
Луна уже высоко взошла и вокруг было светло как днем.
Хлапич со псом-Бундашем и Гита со своим зелёным Попугаем на плече, пробирались по площади мимо всех этих базарных лотков и палаток, в ту сторону откуда доносилось лошадиное ржание.
Через некоторое время они выбрались из скопления палаток и рядов на открытое место, посреди которого стоял огромный круглый шатёр. Он был закрыт и тих, как будто спал. А над воротами красовались большие красные буквы, на которых было написано… Ну, конечно, там было написано — «ЦИРК».
Разумеется, это был тот самый, Гитин цирк!
— Ой, Хлапич! Хлапич! — закричала Гита. — Это мой Соколик! Мой дорогой! Мой любимый! Мой ненаглядный Соколик!
Гита в это время больше не думала ни о своём страхе перед хозяином, ни о своём недавнем решении никогда больше к нему не возвращаться. Она думала только о своём коне Соколике, с которым столько лет делила и добро, и зло, и которого любила больше всех на свете. Гита так хотела увидеть его, что никто не смог бы остановить её.
— Хлапич! Скорее идём туда, я познакомлю тебя с моим Соколиком! — заторопилась Гита.
— Ага, и мы, конечно, разбудим твоего хозяина, а уж он-то тебя точно сцапает! — отозвался Хлапич. А сам подумал: «и он нас точно разлучит…»
— Конечно, нет! Я не хочу и я не буду оставаться у него! — перешла на шёпот Гита. — Идем же, в цирке сейчас все спят и никто ничего не услышит. Знаешь, какие они все усталые после представления, — твердила своё Гита. — Ну, прошу тебя, давай войдем вовнутрь!
Стояли они рядом с конюшней, которая, как и весь цирк, была покрыта брезентом.
Гита, которая прекрасно знала все ходы-выходы в своём цирке, потянула за край брезента, и тут же отворился небольшой проход. Весело подмигнув Хлапичу, она прошептала:
— Видишь, Хлапич, как это легко!
С этими словами она проскользнула вовнутрь. А вслед за ней последовали и Хлапич, и Бундаш, и Попугай.
Конечно, это было полным безумием…
II
Ночь в цирке
Рядом с тем местом, где ребята проникли в цирк, спал на соломе какой-то человек.
— Не бойся! — прошептала Гита. — Его сейчас и пушкой не разбудишь! Я-то знаю, как спят после представления…
Рядом на шесте висел стальной обруч и это было то место, где обычно спал Гитин зелёный Попугай.
Гита посадила Попугая на этот обруч, и он, увидев что оказался в знакомом месте, где он прожил столько лет, произнес про себя: «Ну, наконец-то, всё в порядке!», и сунув голову под крыло, тут же уснул.
И действительно, на этом все опасности для Попугая закончились, правда для него закончилось и путешествие. Но кто знает, любят ли попугаи путешествовать?
Зато для Хлапича и Гиты главные опасности были ещё впереди.
Конечно, они очень ловко проникли в цирк, и спящего человека они миновали совсем без проблем. Но как знать, будет ли и дальше сопутствовать им удача?
В конюшне горела всего одна свеча. И в её свете Хлапич разглядел, что с каждой стороны в стойлах стояло по четыре лошади. Восемь лошадей для цирка — это не очень много, но для Хлапича, не видевшего до этого сразу всего столько — и этого было слишком.