Наутро приходит хозяйка, а падчерица-то спит. Расшумелась тут хозяйка и стала ее будить: «Ах ты лентяйка, дрыхнешь здесь, а работа не сделана!»
Падчерица с удивлением посмотрела на мачеху. И тут только хозяйка увидела: вся работа сделана, мука смелена. Никак понять не может, как это девушка за одну ночь с такой работой управилась. Ни слова не сказала она, ушла и злобу в душе затаила.
Стала тогда хозяйка падчерицу голодом морить. Сама думает: чем меньше падчерица есть будет, тем скорее красота ее увянет. Но не тут-то было: хоть получает падчерица лишь хлеб и воду, да и хлеба-то в день самую малость, однако все красивее и красивее становится. Зато хозяйская дочь каждый день свинину, масло и яйца ест, а все безобразнее и безобразнее делается. Никто на нее уже и смотреть не хочет. Каждый, как на пути ее завидит, старается стороной обойти.
В конце концов приходит хозяйке на ум хорошая мысль, как от падчерицы избавиться. Кладет она в сундук две краюхи хлеба с маслом и говорит дочерям:
— Положила я вам хлеб в сундук. Идите и возьмите его.
Пошли девушки в амбар хлеб из сундука брать, а хозяйка за ними следом.
Хозяйская дочь первой к сундуку подходит и хватает себе кусок хлеба побольше. Затем черед падчерицы настает. Открывает она крышку сундука и наклоняется, чтобы хлеб со дна взять.
Вмиг хозяйка у нее за спиной. Раз! — толкнула падчерицу в сундук, захлопнула крышку и на крышку замок повесила.
«Пусть теперь в сундуке свой хлеб ест». Засмеялась хозяйка и пошла со своей дочерью в дом, а падчерицу в сундуке оставила.
Отец падчерицы в это время поле пахал. Приходит он вечером домой и спрашивает:
— Где моя дочь?
Жена отвечает:
— Не знаю, где ее носит! Чего о пустом спрашиваешь, иди поешь лучше.
Собирает хозяйка на стол, а хозяину кусок в горло не лезет. Тяжесть ему сердце сдавливает. Сам не знает, что его мучает, то ли, что дочь из дому ушла, то ли еще что-то. Не дотронулся хозяин до еды, пошел дочь искать. Давно ему ведомо, что жена дочку его травит. Предчувствие говорит ему, что хозяйка что-то плохое с падчерицей сделала.
Под конец заглядывает хозяин в сундук. Но и в сундуке дочери нет. А лежит там неоперившийся птенец. Оставляет хозяин птенца в сундуке, идет дальше искать. Нигде дочери нет.
Понимает хозяин, что не обошлось тут без хозяйки. На второй день снова принимается искать дочь — все напрасно. В горе решает он еще раз в сундук заглянуть. И видит — в сундуке уже оперившийся птенец, но бездыханный.
Не дает птенец в сундуке хозяину покоя. На третий день снова приходит он на птенца поглядеть. Открывает крышку. Вот тебе и на! Из сундука вылетает серая птичка, садится на жердь и начинает куковать:
Ку-ку, ку-ку, мой батюшка!
Котел золота моему батюшке,
Жернов моей матушке,
Ястребиные когти моей сестрице!
Ку-ку! Ку-ку!
Слышит мачеха, что кукушка кукует. Схватила ухват и стала за ней гоняться. Кукушка к открытой крышке сундука подлетает. Мачеха с ухватом следом. Да на бегу споткнулась о ручной жернов. Жернов упал на нее и придавил.
Стала хозяйка на помощь звать. Прибежал хозяин. Силится помочь ей, а не может: по колени в пол проваливается. А жернов хозяйку все глубже и глубже в землю вдавливает, пока, в конце концов, ей могильным камнем не становится.
Завидя, что мать под землю уходит, дочь спешит к ней на помощь. Но едва лишь она к жернову притрагивается, как тут же превращается в ястреба. Взлетает ястреб на печь и следит оттуда, как хозяйка под землей исчезает. Затем — раз! — и вылетает из дверей в лес маленьких птичек преследовать. При виде ястреба маленькие птички поднимают страшный крик. Оповещают всех, что злой ястреб летит. Кричат, чтоб остерегались его. Коль девчонка была злой, то и ястреб не добрее.
Следом за ястребом летит в лес и падчерица — в запертом сундуке превратилась она в кукушку. Как падчерица была бездомной, так и у кукушки нет своего дома. Летает она туда-сюда, а своего гнезда нигде нет. Кого грусть одолела — тем она поет о весне, хорошим предвещает счастье, злым — наказание, терпеливым — долгую жизнь.
С тяжелым сердцем отправился хозяин поле пахать. Пашет, пашет. Вдруг соха его о что-то твердое ударяется. Глядит — медный котел, полный золота!
Выкопал хозяин котел из земли и отнес домой. Враз богатым сделался. Стал себе жить-поживать, радуется, что от злой жены и злой падчерицы избавился, и слезы льет, что любимую дочь потерял.
Кукушка же каждое утро прилетает, садится на столб у ворот и здоровается с хозяином, а потом весь день из ближайшего леса приветы ему посылает.
II
В старину, как у нас, так и повсюду люди верили в колдовство. Не всякий человек мог общаться с духами и постигать тайны их мира. Старики верили, что все вокруг кишит ими, в горах и на болотах, в дремучих лесах и на равнинах, в реках, озерах и морях, на хуторах и дорогах — повсюду человек встречается с духами. Они подстерегают его везде и все их старания направлены на то, чтобы причинить людям зло.
Задача мудреца — быть посредником между человеком и царством духов. По его желанию дуют ветры, собираются тучи, идут дожди, прорастает зерно; он может заставить отступить болезни, возвращает здоровье, утоляет боль, отгоняет от людей злых духов, достает из недр земли сокровища.
Ведьма же для народа — сущее наказание: она приносит болезни и недуги, убивает людей и скот, напускает на коров жаб, чтобы те высосали из вымени молоко, не дает прорасти всходам ржи, насылает ворон на посевы льна, иссушает источники, гонит волков резать скот, превращает людей в оборотней и разных животных, в деревья, камни, вызывает ураган, шторм на море и прочие беды.
Тех, кто превращается в вихрь, обычно считают ведьмами. Собираясь в путь, ведьма ложится где-нибудь, засыпает себя землей, только рот оставляет открытым, чтобы дух ее мог вылететь. Изо рта у нее вылетает пернатое существо и вскоре превращается в вихрь. Многие утверждают, что в вихрь превращаются женщины, чтобы заполучить себе добычу. То они крадут зерно с поля, то копны и стога, то белье, развешанное сушиться.
Если найдут бездыханное тело того, кто в вихрь превратился, и перевернут его, душа не войдет в тело, пока его снова не перевернут в бывшее положение.
По мнению народа, ведьмы вызывают и северное сияние. Ведьмы превращаются сами, а могут превратить и людей в волков. И тогда их называют оборотнями. Ведьмы, которые становятся оборотнями, часто пользуются волчьей шкурой, чтобы совершить задуманное. Берут волчью шкуру, надевают ее на себя — и оборотень готов.
Ведьмы могут и без помощи волчьих шкур становиться оборотнями. Для этого надо трижды обойти вокруг камня, трижды перекувырнуться в песчаной яме либо намазаться волшебной мазью. Все это должно сопровождаться заклинаниями.
На первый взгляд, оборотень нисколько не отличается от волка. Разве только белая отметина на его шее. Появляется эта белая отметина от броши или какого-нибудь другого украшения.
Если ведьма становится оборотнем всего на несколько часов, то остальных она превращает в волков навсегда. Обычно только хлеб может избавить человека от колдовства. Случится, что оборотню дадут хлеба, так он тут же освобождается из-под власти чар и превращается в человека.
Маттиас Йоганн Эйзен
Юхан Кундер (1852–1888)
Подпечник
Барин велел повару наготовить вкусной еды.
Поставил повар большой котел, положил в него много баранины. Сам сидит, огонь раздувает.
Вдруг из-под пола, из-под печки вылезает гном и просит:
— Голубчик, дай баранинки! Отощал от голода.
— Не могу, — говорит повар, — у нас у самих едоков много.
— Тогда хоть подливочки дай! — говорит гном.
— Подливки, так и быть, возьми! — говорит повар и зачерпнул гному поварешку подливки.
Взял гном поварешку в руки, и не успел повар оглянуться, как маленький обжора в один миг опустошил весь котел и скрылся.
Испугался повар не на шутку, пошел барину жаловаться, про гнома рассказывать. Барин не поверил, но повар душой и телом поклялся, что ни словечка не выдумал. Тогда барин нахмурился и велел снова положить в котел баранины.
— А если, — говорит, — этот гном явится, дай ему поварешкой по лбу.
Положил повар баранины, сидит, огонь раздувает.
Вдруг опять из-под пола, из-под печки является гном и просит подливки.
— Не могу, — сказал повар. — Не велено. Велено тебя поварешкой по лбу стукнуть.
— Не бей меня, голубчик, — попросил гном. — Пожалей нас с женой. Она у меня заболела. Некому теперь обед приготовить, воды принести. Налей мне в этот мешочек подливки — видишь, какой он маленький? Я жене отнесу, пусть поправляется.