– Пойди скажи царю, чтоб не присылал больше никого.
А жена и говорит мужу:
– Уйдем лучше отсюда, все равно не даст покоя отец. Согласился он. Собрали свое добро, пошли.
Пустил юноша стрелу, – решили, где она упадет, там и жить им.
Полетела стрела за девять высоких гор, упала у дома девяти братьев-дэвов.
Увидели дэвы, что залетела во двор стрела, побежали достать ее из земли, да сдвинуть не могут.
Пришли муж с женой. Взглянули на них дэвы и говорят:
– Вот нам и ужин.
Достал юноша свою стрелу из земли, поклонился дэвам. А дэвы стоят, дивятся – они, девять дэвов, и сдвинуть стрелу не могли, а он одной левой рукой ее из земли выхватил. Решили:
– Испытаем его, вправду ли он так силен.
Был у дэвов один котел, в котором они еду варили. Ухватятся за него все девять дэвов, еле на огонь поставят:
Сказали дэвы юноше:
– Сними-ка тот котел с огня.
Подошел он, схватил котел, вмиг снял его.
Поняли дэвы, что силен юноша и что не им побороть его, решили жить с ним в ладу. Не выдержали все же дэвы, заспорили с ним о чем-то, затеяли драку. Перебил сын мельника восемь дэвов, а девятый, хромой дэв, спрятался в яме и уцелел. Осталось все дэвово добро мужу с женой. Живут они тихо да ладно.
Вот вскоре захотелось юноше пойти на охоту, и говорит он жене:
– Смотри, пока не постучусь три раза, не открывай дверь, чтоб чужой кто не забрался.
А хромой дэв слышит все.
Ушел муж на охоту, а дэв вылез из своей ямы, подобрался к дверям и постучал, как муж уговорился, три раза.
Поняла она все же, что это не муж, не отворяет дверей. Просит ее дэв:
– Люблю я тебя. Не хочешь отворить дверь, хоть мизинец просунь в щелку, поцелую и уйду.
Просунула она в щелку мизинец, а он как схватил его зубами. Закричала она от боли.
– Отвори дверь, – говорит дэв, – не то откушу палец.
Не выдержала она, отворила.
Вошел дэв.
Вернулся к вечеру муж. Постучался. Впустила она мужа, когда дэв спрятаться успел.
Наутро ушел опять муж на охоту.
Остались хромой дэв да жена одни, и говорит дэв:
– Надо нам убить его.
– Как же его убить? – спрашивает она.
Научил ее дэв:
– Как придет он, притворись больной. Спросит он, что с тобой и что тебя излечит, ты и скажи, что есть один дикий кабан и только его печень тебя излечит: «Добудешь ту печень – хорошо, а нет – умру я». Пойдет он на кабана и погибнет. Освободимся от него.
Вернулся муж с охоты. Вошел в дом, видит – лежит жена, стонет, умирает.
– Что с тобой? – спрашивает муж.
Говорит жена:
– Слышала я, есть один дикий кабан, принесешь его печень – выздоровлю, а нет – умру.
А кабан тот живет в лесу, под дубом.
Пошел юноша, взобрался на тот дуб, сидит. Почуял кабан человечий дух, бросился к своему дубу, видит – человек на дереве.
Разбежался кабан, подбежал, хватил клыками по дубу, прорезал ствол наполовину, хватил в другой раз, не попал от ярости, вонзил клыки в корни и двинуться с места не может.
Спустился юноша на нижнюю ветвь, ткнул кабана саблей, колет его, дразнит, смотрит – вырвет он клыки или нет. Тянет кабан, тянет, никак не вытянет клыков из корней.
Соскочил тогда юноша, хватил саблей, отрубил кабану голову. Разрубил его надвое, достал печень и пошел.
Приходит, стучит. А жена с дэвом развлекаются, думают – погиб уже он.
Услышали его стук, вскочили. Спрятался дэв, а жена отворяет двери.
Сварил муж печень кабана, дал поесть жене, выздоровела она.
Наутро опять муж ушел на охоту. Вышел дэв, подучил жену опять притвориться больной и сказать мужу, что только печень дикого оленя вылечит ее.
– Пойдет он на того оленя, там и смерть найдет, избавимся от него.
Вернулся муж с охоты, опять жена стонет:
– Что с тобой? – говорит муж.
– Принеси мне печень дикого оленя, принесешь – выздоровлю, а нет – умру, – говорит жена.
Пошел он на охоту за тем диким оленем.
Долго ли шел или недолго, а только дошел до одной горы. Перед горой поле, а в поле двенадцать человек косарей, не разгибаясь, траву косят.
Крикнул юноша:
– Мир вам!
Не отвечают косари.
Крикнул во второй раз:
– Мир вам!
Только один и отозвался:
– Какой там еще мир! Не скосим всей травы со всего поля к вечеру да не поставим три стога, придет олень, всех нас перебьет да поест.
Сказал юноша:
– Идите все ко мне.
Подошли они. Усадил он их, спрашивает, как и с какой стороны приходит тот олень. Узнал все, взял потом косу у одного из косарей, скосил всю траву, увязал три стога и поставил один с той стороны, откуда олень придет, другой – посередине, а третий – в конце, и сам под третьим стогом схоронился.
Показался олень. Проглотил один стог, другой, пошел к третьему. Выскочил юноша, пустил стрелу, свалил оленя.
Освежевали оленя, содрали кожу. Достал юноша печень и домой отправился.
А жена с дэвом сидят, радуются, думают – оттуда-то уж не вернется он живым.
Вдруг слышат – стучит он.
Спрятался дэв. Отворила жена, вошел он, сварил печень, дал жене, выздоровела она.
Опять ушел юноша на охоту, а дэв и говорит жене:
– Притворись еще раз больной, а как спросит, что с тобой, скажи, что только вода бессмертия тебя излечит. Пойдет за водой, а оттуда-то уж не вернуться ему, останемся мы одни.
Возвращается муж домой, а жена опять больна.
– Что с тобой? – спрашивает муж.
– Ох, – говорит жена, – принесешь воду бессмертия – выздоровлю, а нет – умру.
Пошел он, идет, встречает в пути коня. А конь тот чудесный, и говорит он юноше:
– Не дойти тебе до того места без меня. Садись, повезу.
Обрадовался юноша.
Сел на коня. Едет, едет, видит – скала. Смотрит – разверзлась скала и вновь сомкнулась.
Говорит конь:
– Ударь меня три раза, да так, чтобы три полосы кожи с меня содрать.
Как разверзлась скала, ударил юноша коня трижды, взвился конь и пролетел сквозь скалу, только хвост ему оторвало.
Поехали дальше. Едут, видят – горит огромный костер, ни обойти, ни объехать.
Сказал конь:
– Ударь меня с другой стороны, да так, чтобы три полосы кожи содрать.
Ударил юноша, взвился конь и перелетел через костер.
Доехали так до того места, где вода бессмертия ключом бьет.
Разнуздал юноша коня, пустил попастись, подошел к воде бессмертия, умылся, напился воды, прилег отдохнуть и заснул.
А там, невдалеке, стоит большой, в четыре этажа дом. И живет в том доме девушка-ведунья и с нею семь ее учениц.
Учуяла она, что пришел какой-то юноша, послала одну из своих учениц, узнать, кто это.
Пришла девушка, увидела юношу. Красив юноша, нет сил глаз оторвать. Ошалела девушка, стоит, не движется, как зачарованная. Послала ведунья вторую девушку, третью, четвертую. Ни одна не вернулась.
Все семь девушек, как взглянут на юношу, так и оторопеют, двинуться не могут. Пошла сама ведунья. Отослала учениц, разбудила юношу и говорит ему (ведунья ведь она, все знает):
– Твоя жена неверна тебе, дэва любит. Задумали они сгубить тебя, не возвращайся к ним.
Не поверил он. Набрал воды бессмертия в кувшин, сел на коня и поехал.
Приехал, стучит. Спрятался опять дэв, а жена отворяет двери. Выпила она той воды, выздоровела.
На другой день, как ушел он на охоту, дэв и говорит жене:
– Не погубить нам его, если не узнаешь, в чем его сила.
Вернулся муж, а жена встретила его, ласкает, обнимает, сама просит:
– Скажи мне, в чем твоя сила?
Засмеялся он и говорит:
– В пальцах моя сила.
– А ну, обмотай их веревкой, посмотрим, разорвешь ли?
Обмотала жена веревкой пальцы мужа. Двинул он пальцами, разорвал все веревки.
– В чем же твоя сила? – спрашивает опять жена.
– В плечах, – говорит муж.
– А ну, садись в этот котел, поведи плечами, разнеси его, – говорит жена.
Сел он в котел (в большой, что у дэвов был для каши), а дэв выскочил, закрыл вместе с женой котел, забил крышку. Взвалил хромой дэв на спину этот котел и понес. Донес до одной скалы, сбросил в пропасть, что и глазом до дна не оглядеть, и пошел домой. А на дне пропасти река, и течет та река мимо того места, где вода бессмертия находится да та девушка-ведунья живет.