– Конечно, мне очень интересно. Я его не очень люблю, но те сны, которые я видел, изменили мое представление о предметах. Спокойной ночи, Умняша!
– Спокойной ночи, Митя.
Митя быстро уснул, а человечек передал ему свои воспоминания о встрече со Смарти и поездке на ретро-автомобиле по миру Английского языка. Потом он вернулся за Митин стол, открыл его дневник и, с довольной улыбкой, посмотрел на оценки друга. Эта неделя, которую Умняша пробыл с мальчиком, побывал в мире предметов и показал ему их во сне, дала хороший результат. Митя получил пятерку по химии, а так же четверки по физике и географии. Он стал гораздо смелее, более активным учеником, и сумел заразить энтузиазмом свою команду для подготовки к математической викторине.
Путешествие в мир Музыки
Умняша был горд за Митю. Прочитав в дневнике расписание школьных предметов, он увидел, что один раз в неделю у него урок музыки. Человечек подумал о мире Музыке, закрыл глаза и переместился в другую реальность.
Когда он открыл глаза, перед ним стояла очень красивая девочка. Они были с Умняшей одного роста. У нее были прозрачные крылья за спиной и дирижерская палочка в руках.
– Здравствуй, Умняша, я – Мелодия, – представилась она, – добро пожаловать в наш мир!
– Здравствуй, Мелодия.
– Пойдем, я познакомлю тебя со своими сестрами, – взяла она его за руку.
Мир музыки был оживленный и напоминал школу искусств. В многочисленных комнатах летали Мелодии. Умняша и гостеприимная хозяйка заглянули в один классов. Посередине вытянутого в длину помещения лежала красная дорожка, делившая его на две равные части. По обеим сторонам вдоль стен стояли стеклянные витрины, как те в которых хранятся музейные экспонаты. В каждой витрине было разное количество Мелодий, занятых репетицией.
– А почему именно так – кто-то один, кто-то в паре, а где-то – целый коллектив? – спросил Умняша.
– Это ансамблевая часть нашего мира, – пояснила Мелодия. – Мы учимся быть вместе, репетируем и познаем наши возможности.
– Так от количеств Мелодий что-то зависит? – продолжал интересоваться гость
– Да, вот, например, дуэт, – Умняша и Мелодия подошли к одной из витрин. Там пели две Мелодии, но их не было слышно. Стеклянные стены витрины не пропускали звук. – А это уже трио, – в следующей витрине было три Мелодии. – Квартет, – продолжила девочка, показывая на витрину, где было четверо ее сестер. – Квинтет, – здесь их было пятеро. В каждой группе Мелодии были похожи друг на друга. – Группы названы на латинском языке, по названию чисел. Есть еще секстет, септет, октет, нонет, децимет, – все это поясняла гостю его спутница, показывая на другие стеклянные кабинеты. – А это уже хор, тут много Мелодий, больше десяти. Почти всегда и у всех ансамблей есть руководитель, дирижер или хормейстер. Все это можно послушать, тут включается микрофон, – Мелодия подошла к кабинету, где был хор, и нажала на кнопку. Вся комната наполнилась голосами. Хор исполнял марш.
– Громко, – не ожидал Умняша, – я понял. А что еще интересного есть в твоем мире?
– Много чего. Пойдем, я отведу тебя в комнату музыкальных инструментов. Они, как и мы – жители мира Музыки, с которыми мы сотрудничаем. Без них нет нас, а без нас они бесполезны, – пояснила Мелодия и повела Умняшу в другую комнату.
– Тут живут ударные инструменты. Они древней всех своих собратьев. Все, что производит звук с помощью удара, можно назвать ударным инструментом. Посмотри, они немного шумные, но без них никак не обойтись в нашем мире.
Они вошли в комнату, где Мелодия представила ему других своих коллег: – Познакомься – это трещотка, колотушка, бубен, тарелки, колокола, барабаны.
– Как много, – воскликнул наш герой.
– Да, каждой Мелодии подходят свои инструменты, это зависит от ее характера. Одни более спокойные, вторые – активные, третьи – шумные. Здесь всем найдется инструмент по душе. Пойдем в комнату к духовым инструментам, – пригласила Мелодия.
– В этой семье инструментов две ветви: медные и деревянные.
Познакомься – это деревянные духовые инструменты: флейта, дудочка, кларнет, фагот, гобой, – перечислила музыкальные инструменты Мелодия, показывая на них своей дирижерской палочкой. – А тут собраны медные духовые инструменты, – сказала Умняше Мелодия, и представила их ему: – Труба, геликон, горн, корнет.
– Вау, а я и не предполагал, что в мире Музыки так много жителей!
– Много, и мы все дружные, мирно живем, дополняем друг друга, а если что-то нам не нравится, как звучит, то меняем. Пошли дальше, тут много еще интересного. Вот, кстати, комната клавишных инструментов. Посмотри, какие они красивые и статные! – начала представлять Мелодия. – Это структурно-клавишные инструменты: фортепьяно, рояль, пианино.
– Они огромные! – восхитился Умняша.
– Тут находится орган, я обожаю его, – продолжила Мелодия, – а это баян, аккордеон и гармонь.
– Я знаю, у Мити на гармони играл дедушка. Я видел гармонь в доме у Митиной бабушки, но сейчас на ней никто не играет.
– Напоследок я тебя представлю струнным музыкальным инструментам. Тут тоже две семьи: щипковые и смычковые.
– Щипковые? Они что – щипаются? – не понял Умняша
– Нет, – рассмеялась Мелодия. – Это потому, что, играя на них нужно защипывать струны пальцами, а на смычковых инструментах играют специальным смычком.
– Смычок – какое смешное название.
– Да, немного, но это на первый взгляд. Эти ребята очень помогают с инструментами. Смычки отличаются между собой. Есть скрипичный, альтовый, виолончельный, контрабасный. О, мы пришли. Познакомься! Семейство щипковых инструментов: арфа, балалайка, домра, гусли, гитара. А вот семейство смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас, – перечислила своих друзей Мелодия.
– Очень приятно, – поприветствовал всех Умняша. – Они очень похожи друг на друга, только размером отличаются, – поделился гость своими наблюдениями.
– Не только. Ты их в первый раз видишь, поэтому тебе так кажется. Тебе обязательно надо сходить на концерт и послушать. В Митином мире прекрасная музыка, она вдохновляет, ободряет, трогает душу.
– Верно, я уже полюбил Митин мир, и мне нравится, что его мир контактирует с другими. От этого только все выигрывают.
– Ты прав, – согласилась Мелодия. Мы с восторгом наблюдаем за музыкантами и композиторами, без них наш мир не был так красив и разнообразен. А теперь я тебя хочу представить очень важным жителям моего мира. Знакомься, это ноты. Их всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Все они живут на нотном стане, располагаясь на нотных линейках или между ними. Нотный стан или нотные линейки всегда начинается с ключа – скрипичного или басового. По нему можно определить какой тональности нота, живущая на конкретной линейке нотного стана. Не все ноты выглядят одинаково. Вот, посмотри: все ноты имеют головку, заполненную или не заполненную, а так же штили и хвосты, – продолжила свой рассказ Мелодия.
– Хвосты? Как у меня? – спросил Умняша.
– Нет, хвосты нот показывают их длительность. Ноты подчиняются октавам – это обязательное правило для них. Октава – это музыкальный интервал. Каждая нота может издавать звук в определенной последовательности. Интервал или октава – это восьмерка.
– А какие бываю ключи? – решил уточнить гость.
– Ключи существуют в группах. Группы «Соль», «Фа» и «До». В каждой группе по несколько ключей. У каждого – своя роль. Мы пришли. Посмотри, какие они красивые!
Умняша с Мелодией вошли в комнату, где на огромных подставках стояли нотные тетради. Это была оркестровая яма, и все свидетельствовало о том, что скоро начнется концерт.
Хозяйка подвела гостя к нотной тетради, стоящей на подставке, и представила:
– Познакомься, группа «Соль»! Сюда входят Скрипичный и Старофранцузкий ключи. – Она продолжила: – группа «Фа»: Басовый ключ, Баритоновый ключ, Басопрофундовый ключ. Группа «До»: Альтовый ключ, Теноровый ключ, Меццо-Сопрановый ключ, Сопрановый ключ, Баритоновый ключ – как и в группе «Соль». Еще есть Нейтральный ключ для ударных инструментов, – добавила Мелодия.
Ключи были красивые и важные. Когда Мелодия представляла их Умняше, они слегка кланялись в знак приветствия. Атмосфера в оркестровой яме была торжественной.
На выходе из этой части музыкального мира Мелодия и Умняша столкнулись с двумя друзьями. Они стояли в холле школы искусств и увлеченно спорили друг с другом, никого не замечая вокруг.
– Кто это? – заинтересовался Умняша.
– Мажор и Минор. Они постоянно спорят. Мажор радостный, а Минор грустный. Они решают, кто должен быть в конце музыкального произведения. От них зависит тональность концовки – пояснила Мелодия.
Пришло время прощаться. Мелодия попросила передать Мите, что мир Музыки всегда открыт, и если у него возникнет желание научиться играть на каком-либо инструменте или петь, то они его с нетерпением ждут. Гость попрощался с красивой Мелодией и, зажмурив глаза, как обычно, подумал о Митином мире и переместился туда.